Поксвирусная инфекция кошек вызывается вирусом коровьей оспы, распространенным на территории Евразии и не регистрирующимся на других материках.
Классификация
Классификация заболевания проводится в зависимости от его формы – бессимптомной или клинически выраженной.
Этиология
Вирус коровьей оспы – один из группы вирусов, в которую также входят вирус натуральной оспы (в настоящее время ликвидирован), а также вакцинный вирус. Несмотря на родственность, эти вирусы имеют несколько отличий, в том числе, в генетическом аппарате. Резервуарными хозяевами поксвируса являются грызуны (мыши, крысы и др.). Заражены же могут быть, помимо кошек, также и крупный рогатый скот, и человек. Несмотря на название, вирус коровьей оспы у кошек выявляется намного чаще, чем у коров, и именно кошки являются одним из основных источников заражения человека, хотя ранее предполагалось заражение последнего в большинстве случаев от крупного рогатого скота, но на данный момент имеется информация о том, что у заболевших людей в анамнезе отсутствуют сведения о контактах с коровами (в подтверждение этого факта служит также то, что персонал ферм, на которых наблюдались вспышки заболевания коровьей оспы, заболевает крайне редко).
В настоящее время проводятся исследования возможности передачи поксвируса между кошками, и подтверждается, что этот вариант имеет место быть, однако, у зараженного таким образом животного заболевание протекает бессимптомно или же с минимальными проявлениями клинических признаков. Проникновение вируса в организм животного осуществляется через кожные покровы или, что бывает реже, интраназальным путем, причем в последнем случае заболевание протекает в более легкой форме. Репликация вируса осуществляется в лимфатических узлах вблизи от места внедрения, затем наблюдается фаза виремии – распространения вирусных частиц с током крови по организму животного, в результате чего характерные для оспы поражения кожи (см. ниже) становятся генерализованными.
Предрасполагающими к развитию тяжелой формы инфекции факторами являются иммунодефицитные состояния, вызванные инфекционными (вирусный лейкоз кошек, вирусный иммунодефицит кошек) и неинфекционными (сахарный диабет, гипертиреоз, гиперадренокортицизм) заболеваниями. Иммуносупрессивная терапия – еще одна причина иммунодефицита, провоцирующая неблагоприятное развитие поксвирусной инфекции с возможным летальным исходом. У кошек с хронической почечной недостаточностью также наблюдаются более острые признаки инфекции и менее позитивный прогноз заболевания.
Половой и возрастной предрасположенности не выявлено. Заболевание более часто регистрируется у кошек, живущих в сельской местности и контактирующих с грызунами, являющимися резервуарным источником инфекции.
Лечение
По причине отсутствия специфических противовирусных препаратов с доказанной эффективностью при коровьей оспе проводится патогенетическая и симптоматическая терапия. Так, необходимо применение антибактериальных препаратов – для контроля за вторичной бактериальной инфекцией. Выбор антибиотика наиболее часто проводится эмпирически – подходят препараты широкого спектра действия. Помимо этого, может быть необходимой инфузионная терапия (регидратация при помощи солевых растворов и парентеральное питание с использованием растворов глюкозы, аминокислот и жировых эмульсий).
При обширных поражениях кожи необходимы регулярные обработки их антисептическими растворами (по рекомендации ветеринарного врача) и обеспечение защиты от самотравмирования, которое может влиять на процессы заживления и способствовать развитию пиодермы – бактериальной инфекции. Также необходимо отметить, что людям, контактирующим с больным животным (ветеринарному врачу, персоналу приюта, питомника или владельцу животного, если кошка содержится в доме) необходимо тщательно соблюдать меры личной гигиены, пользоваться защитной одеждой при осуществлении ухода за кошкой. Детям же и лицам с иммунодефицитами различного генеза рекомендуется воздержаться от принятия участия в уходе и лечении зараженной поксвирусной инфекцией кошки, так как существует риск передачи заболевания с более тяжелым его течением у этих групп населения.
Профилактика
Специфических мер профилактики поксвирусной инфекции кошек не разработано ввиду неширокой распространенности заболевания и благоприятного его прогноза у большинства животных. Однако, для недопущения распространения заболевания необходима своевременная изоляция больных животных от здоровых и проведение дезинфекции помещений в местах содержания животных.
Диагностика поксвирусной инфекции проводится с учетом анамнестических данных, результатов клинического осмотра и лабораторных исследований. В анамнезе больных коровьей оспой кошек обычно имеется информация о проживании в сельской местности и возможном контакте с грызунами. Крайне важно ветеринарному врачу выяснить и наличие каких-либо диагностированных на данный момент или предполагающихся заболеваний, особенно тех, которые оказывают сильное негативное влияние на иммунный статус животного. Сведения о проводимом ранее лечении также могут быть полезны, особенно, если при проведении терапии использовались глюкокортикостероиды, цитостатики или другие иммуносупрессоры. Свидетельствовать в пользу данного диагноза может определенная последовательность появления поражений кожи – сначала единичных, а затем – генерализованных.
Во время клинического осмотра ветеринарный специалист выявляет наличие характерных для коровьей оспы поражений, а также каких-либо изменений в общем состоянии животного. К основным лабораторным исследованиям при подозрении на поксвирусную инфекцию относятся иммунофлюоресцентный анализ сыворотки крови и выделение вируса. Определение титров антител при данной инфекции является методом выбора и высокочувствительным исследованием, так как наличие их считается точным критерием заболевания (в отличие от многих других вирусных и бактериальных инфекций, при которых важно определение роста титра в динамике, так как эти заболевания являются энзоотичными и поражающими большое количество животных, у которых протекают бессимптомно). Выделение вируса – также важный метод исследования, посредством которого можно установить точный диагноз. Однако проводится не во всех случаях ввиду необходимости длительного ожидания результата.
Также определение диагноза может проводиться путем исследования неокрашенных или окрашенных мазков под микроскопом, так как существуют достаточно показательные изменения в структуре (внутрицитплазматические включения и др.), благодаря которым может быть выявлено наличие поксвирусов. Помимо специальных методов диагностики необходимо проведение стандартных лабораторных исследований – общего и биохимического анализов крови. В клиническом анализе крови может быть отмечено повышение содержания лейкоцитов со сдвигом лейкоцитарной формулы влево (увеличенное количество палочкоядерных нейтрофилов), эритроцитоз – особенно при диарее и выраженной экссудации на поверхности кожи при вторичной бактериальной инфекции.
Изменение показателей биохимического профиля (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, щелочной фосфатазы, гаммаглутамилтрансферазы, лактатдегидрогеназы, сорбитолдегидрогеназы, прямого и непрямого билирубина, холестерина, глюкозы, общего белка и белковых фракций, мочевины, креатинина, натрия, калия, кальция, магния, фосфатов и др.) может быть связано с какими-либо сопутствующими или основными заболеваниями, течение которых также способно повлиять на проявление симптомов и прогноз поксвирусной инфекции. При подозрении на наличие иммунодефицита инфекционного характера необходимо проведение ПЦР или использования других методов диагностики вирусного иммунодефицита кошек и вирусного лейкоза кошек.
Поксвирусная инфекция характеризуется симптомами поражения кожи, иногда также отмечаются признаки воспаления верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и неспецифические симптомы. Кожные поражения сначала единичны – только в месте проникновения вируса. Отмечают их сходство с абсцессами после укусов, целлюлитом, обычная их локализация – на голове или передних лапах животного. После того, как произойдет распространение вируса по организму с током крови (виремия), поражение кожного покрова становится генерализованным – сначала образуются небольшие по размерам узелки, которые затем увеличиваются и изъязвляются. Через несколько дней эти образования покрываются струпьями, которые подсыхают и исчезают через несколько недель, открывая заживающую поверхность кожи. Течение инфекционного процесса может осложняться присоединением вторичной бактериальной инфекции, в случае чего может наблюдаться выраженный зуд, покраснение, экссудация и болезненность.
При затрагивании вирусной инфекцией верхних дыхательных путей отмечается ринит, проявляющийся серозными выделениями из носовой полости. В некоторых случаях наблюдаются и истечения из глаз. При поражении же слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта возможна диарея, которая, как правило, не представляет опасности и не является ярким клиническим признаком, прекращаясь за несколько дней. Неспецифическими симптомами, проявляющимися при поксвирусной инфекции у кошек, являются снижение аппетита и массы тела, угнетение и слабость (при острой форме заболевания), гипертермия, обычно кратковременная, отмечающаяся во время виремии.